понедельник, 18 февраля 2019 г.

Классификация фонологических оппозиций

По отношению ко всей системе оппозиций:
  1. По «дименсиональности» (квалитативный критерий):
·         одномерные — совокупность признаков, присущих обоим членам оппозиции не присуща больше никакому другому члену системы;
·         многомерные — «основания для сравнивания» двух членов оппозиции распространяется и на другие члены той же системы.
2.    По встречаемости (квантитативный критерий):
·         изолированные — члены оппозиции находятся в отношении, не встречающемся больше ни в какой другой оппозиции;
·         пропорциональные — отношение между членами тождественно отношению между членами другой или других оппозиций.
3.    По отношению между членами оппозиций:
·         привативные — один член отличается от другого наличием или отсутствием различительной черты — «коррелятивного признака». Например, звонкость (работа голосовых связок при артикуляции) — это наличие признака, а глухость (голосовые связки не работают) — это отсутствие признака;
·         градуальные — члены оппозиции отличаются разной степенью одного и того же признака;
·         эквиполентные — члены логически равноправны. Например, у фонем к и д привативным является противопоставление по звонкости — глухости, а эквиполентным — по месту образования.
4.    По объёму различительной способности:
·         постоянные — если действие различительного признака не ограничено
·         нейтрализуемые — если в определенной позиции признак лишается фонологической значимости.
Фонемы, образующие одновременно пропорциональные, одномерные и привативные оппозиции, связаны наиболее тесно, и такая оппозиция является корреляцией.

Методы фонологического анализа

Исследовать звуки языка с фонологической точки зрения означает изучить то, как они функционируют, т.е. выяснить, какие звуки языка являются частью его произносительной системы, как звуки группируются в функционально сходные единицы – фонемы.
Цель фонологического анализа – 1) определить, какие различия между звуками являются фонологически существенными, а какие нет, и 2) определить фонемный инвентарь языка.
Процедура установления фонемной структуры языка представляет ряд шагов.
Первым шагом является деление на минимальные повторяющиеся речевые сегменты (звуки) и их транскрибирование (с помощью аллофонической транскрипции). Таким образом собираются звуковые последовательности с различными значениями и в дальнейшем сравниваются. Например, разница в значении пары слов [stɪk] и [stæk] передается разницей звуков [ɪ] и [æ], [stɪk] и [spɪk] ­ разницей между [t] и [p]. Следующим шагом анализа является объединение звуков в функционально сходные группы. Для выполнения этой процедуры используются два метода: дистрибутивный и семантический.
Дистрибутивный метод в основном использовался зарубежными структуралистами, наиболее известные из которых являются Леонард Блумфилд и Зеллиг Харрис. Дистрибутивный метод разработан как арсенал приёмов "обнаружения" языковой системы в речи. Вся процедура анализа разбивается на три этапа: сегментацию высказывания (установление звуков), выявление фонемной принадлежности определенного звука и классификацию фонем. Особенно эффективен дистрибутивный анализ на втором этапе.
Другой метод фонологического анализа – семантический – широко применяется в отечественной лингвистике. В основу метода положена способность фонемы в одинаковом фонетическом положении различать морфемы и слова. Применение этого метода заключается в постоянной подстановке разных звуков в один фонетический контекст. Данная процедура получила название коммутационного или подстановочного теста. Цель подобного анализа состоит в том, чтобы выяснить, в каких случаях фонетический контекст остается без изменений, а в каких подстановка приводит к смене значения. Конечный результат семантического метода состоит в нахождении минимальных пар слов и их грамматических форм. Под минимальной парой понимается пара слов или морфем, различающихся одной фонемой.

Основные направления в развитии теории фонемы

Развитию теории фонемы уделяется большое внимание как в нашей стране, так и за рубежом. В современной фонетической науке существуют несколько фонологических школ.
Более ранние подходы сводились к тому, что каждый реальный звук приравнивался к фонеме. Это утверждение опроверг И.А. Бодуэн де Куртенэ – один из величайших языковедов мира, равно принадлежит польской и русской науке, преподавал в университетах Казани, Кракова, Дерпта (Юрьева), Петербурга и Варшавы. Он основал учение о фонеме – теорию фонемы, провозгласив, что фонема – абстрактная лингвистическая единица. Для носителя языка важны только фонемы, а не звуки, на различия которых он не обращает внимания. Состав фонем и их различия закреплены в сознании носителя языка. Используемых звуков речи больше чем фонем. Он считал, что фонема не существует в реальности, а существует в нашем сознании в форме психических представлений. Бодуэн де Куртене исходит из осознания неустойчивой природы, а по сему несовершенства звуков речи как явлений физических, ставя им в соответствие устойчивое психическое представление – фонему. В его понимании фонема – психический эквивалент звука.
Пражская фонологическая школа (Пражский лингвистический кружок / ПЛК) возникла в 20-е гг. 20 века в Праге. Она связана с именами Н.С. Трубецкого и Р.О. Якобсона, которые принесли в зарубежное языкознание идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ и Л.М. Щербы. Именно данная школа разработала фонологию как особый раздел языкознания. Н.С. Трубецкой написал книгу «Основы фонологии», где изложены основные представления о структурном устройстве языка и предложены методы структурного анализа языковых явлений. Члены ПЛК основное внимание уделяли изучению дифференциальной функции фонемы. Они считали фонему единицей противопоставления, различающую морфемы и слова. С точки зрения представителей ПЛК, фонема есть пучок дифференциальных признаков. Дифференциальные признаки выявляются через противопоставление фонем в различного рода оппозициях. Далее представители ПЛК обратили внимание на то, что в одних позициях дифференциальные признаки проявляют себя полностью, в других – нейтрализуются. Так в слове dad начальный и конечный согласный [d] функционально различны. В начальной позиции [d] находится в позиции максимального различения, [d] в финальной позиции частично оглушается, т.е. признак глухости-звонкости нейтрализуется. Фонемы в слабой позиции члены ПЛК предложили называть архифонемами. «Dad» можно затранскрибировать как [dæD], где {D} – архифонема, объединяющая черты [d] и [t]. Таким образом, согласно ПЛК, в фонологической последовательности встречаются два типа единиц: фонемы и архифонемы, которые существенно отличаются по своим произносительным свойствам. Пражцы считали, что только фонология может считаться частью лингвистики, фонетика – раздел биологии.
Американская фонологическая школа (американский структурализм)
Теория фонемы «пришла» на американский континент в интерпретации Ф. де Соссюра, в которой подчеркивалась не значимость звука в слове как такового, а звуковых различий, позволяющих отличать слова друг от друга. В этой связи американские лингвисты, также как и члены ПЛК, преувеличивали функциональный аспект фонемы, отдавая приоритет различительной функции фонемы. Родоначальником данной школы является Л. Блумфилд. Звуки интересуют его постольку, поскольку они различают значения. Л. Блумфилд определял фонему как набор дистинктивных характеристик. Именно в рамках данной школы нашла решение проблема сегментирования (разложения) текста на элементарные единицы, что привело к выделению фонем и морфем. Американскими дискриптивистами был изобретен дистрибутивный анализ как эффективный способ установления фонем языка.
Лондонская фонологическая школа
Теория фонемы прочно обосновалась в Англии в 1920 году благодаря деятельности Д. Джоунза, автора “English Pronouncing Dictionary”, а затем и его последователей, прежде всего Дж. Р. Фёрса. Д. Джоунз занимался описанием звукового состава европейских, а также ряда африканских и индийских языков. Как и многих его предшественников, Д. Джоунза привлекали практические проблемы реформы английской орфографии и создание фонетической транскрипции. Создание фонетической транскрипции было бы невозможно без обращения к теории фонемы. Д. Джоунз считает фонему механической суммой её аллофонов и определяет её как семью родственных звуков, преувеличивая тем самым материальный аспект фонемы. Он считает, что «фонема – это объединение звуков данного языка, которые взаимосвязаны по характеру и используются таким образом, что ни один звук никогда не находится в слове в том же фонетическом окружении, что и другой» [7, с. 10].
В качестве основной функции фонемы рассматривается дифференциальная функция, поскольку в процессе выявления фонемной принадлежности звуков Д. Джоунзом подбираются минимальные пары слов, значение которых дифференцируется благодаря различию двух звуков.
Московская фонологическая школа (МФШ) возникла в Москве на рубеже 19-20 веков и получила дальнейшее развитие в 20 веке. Представителями данной школы являются Ф.Ф. Фортунатов,Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и др. Они отличаются иным взглядом на функциональное предназначение фонемы, считая, что фонема призвана 1) различать морфемы и слова (различительная функция) и 2) отождествлять морфемы и слова (перцептивная/рекогнитивная функция). Ведущей функцией фонемы представители Московской фонологической школы считают перцептивную функцию. Они рассматривают фонему только в составе морфемы и не признают фонологический уровень автономным уровнем языка. Исследуя фонему в сильной и слабой позициях, лингвисты стремятся избавиться от понятия архифонемы и свести случаи нейтрализации фонем к минимуму. С этой целью слабую позицию предлагается сделать сильной, поставив согласный перед гласным, а гласный под ударение, к примеру dad – daddy. В тех случаях, когда фонему нельзя поставить в сильную позицию, возникает особая единица – гиперфонема.

Фонема

Знать, как произносятся отдельные звуки языка недостаточно для описания и классификации их как языковых единиц. Термин «звук» может быть истолкован двумя различными способами. Прежде всего, [t] и [d] – два разных английских звука, т.к. первый более сильный (глухой), а второй слабый (звонкий). Можно проиллюстрировать, как они контрастируют друг с другом, образуя пары слов с разными значениями: tie – die, seat – sead. Но, с другой стороны, если прислушаться к звуку [t] в сочетаниях let us и let them, то можно услышать различия между двумя звуками [t]. В первом случае [t] – альвеолярный, во втором – дентальный. В двух приведенных примерах звуки имеют артикуляторные различия, но в первом примере это различие приводит к изменению значения, во втором нет. В первом случае мы имеем дело с фонемой, во втором с вариантами (аллофонами) одной и той же фонемы.
В научной литературе имеется большое количество определений фонемы. Возьмем за основу дефиницию, предложенную М.А.Соколовой и соавторами.
«Фонема – минимальная, абстрактная единица языка, существующая в форме звуков речи, противопоставляемая другим фонемам данного языка и служащая для различения значения морфем и слов» [5, c. 40] (перевод Н.Г. Комиссаровой).
Охарактеризуем фонему с позиции трех ее аспектов: материального, абстрактного или обобщающего, функционального.
Материальный аспект фонемы отражен в определении в словах «существующая в форме звуков речи», т.е. фонема реализуется в речи в форме звуков – аллофонов. Таким образом, фактические звуки - это аллофоны той или иной фонемы, которые артикуляторно отличаются друг от друга, сохраняя фонетическую общность между собой. Аллофоны одной фонемы должны удовлетворять двум требованиям: а) иметь сходные артикуляторные характеристики и б) не встречаться в одинаковом фонетическом окружении.
Каждая фонема имеет несколько аллофонов. Различают основные аллофоны и вспомогательные (факультативные, второстепенные) аллофоны. Один из аллофонов, который оказывается наименее зависим от фонетического окружения, признаётся основным. Другие же считаются вспомогательными: их особенности обусловливаются либо комбинаторными, либо позиционными факторами.
Абстрактный аспект фонемы отражен в определении в словах «…абстрактная единица языка». Язык – абстракция, речь – реальность языка. Фонема как единица языка является абстрактной. С другой стороны, фонема это обобщение реальных звуков речи. Фонема материализуется в аллофонах. Как происходит процесс абстрагирования? Носители языка абстрагируются от тех различий аллофонов фонемы, которые не влияют на значение. Это пример подсознательного фонетического абстрагирования. Процесс абстрагирования протекает параллельно с процессом обобщения. В тоже время носитель языка осознает, что аллофоны каждой фонемы обладают набором дистинктивных (релевантных) черт, которые делают данную фонему функционально отличной от других фонем языка, т.е. в сознании носителя языка отмечены те характеристики, которые формируют инвариант фонемы. Ни одна из этих черт не может быть изменена без изменения значения слова.

Функциональный аспект фонемы отражен в определении в словах «…служащая для различения значения морфем и слов». Фонема – это, прежде всего, функциональная единица языка.

Тест для самоконтроля Здравствуйте, дорогие читатели! Здесь вы можете ознакомиться с тестовыми заданиями, проходить которые рекомендуе...